Свято-Никольский храм известен еще как "святые пещеры". Это удивительное место, которое находится возле села Покровка Оренбургской области.
В 2010 году мы с мужем предприняли автомобильное путешествие в конце августа по святым местам, куда входило и посещение "святых пещер".
К счастью, мы приехали туда в будни и паломников, кроме нас с мужем никого не было. При храме работала женщина - гид, одетая в темную, кажется, монашескую одежду. Мы заплатили небольшую сумму за иконки и свечи и гид повела нас в сами пещеры. Вход в пещеру начинался прямо в самом храме. Храм был совсем новый, построенный уже после того как были заново открыты "Святые пещеры" и специально проектировался так, чтобы вход в Пещеры оказался внутри храма.
Немного истории:
Село Покровка было основано в 1799 году и стало известно совсем недавно под названием «Святые Пещеры», куда стекаются паломники и просто любопытствующие.
История Святых Пещер началась в 1896 г., когда на правом высоком берегу реки Самары у села Покровка поселился 36-летний Захарий Карцев. По легенде, рассказанной нам смотрительницей "Святых Пещер", казаку Захарию во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела ему идти на то место, где сейчас и находятся "Святые пещеры" , основать там святой скит и остаться там жить. Когда Захарий пришел на это место по велению Свыше, Богородица вновь явилась ему во сне и сказала, что откроет святой источник, после чего действительно из-под земли забила святая вода.
Захарий в одиночку стал копать подземную пещеру, в свободное время постоянно молился. Позже, к нмеу стали присоединяться другие люди, объединяясь в труде и молитвах. так образовался скит.
Днем они копали пещеры по подобию Киево-Печерских и выполняли хозяйственные работы, а ночью вычитывали монашеское правило.
26 сентября 1909 г. Захарий пострижен в монахи с новым именем - Зосима. Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Трудами приходящих крестьян и братии пройдено около 256 м пещерного хода: узкий, шириной 0,7 м, коридор, вырытый на глубине 9 м, вел в подземную церковь и келии, в одной из которых, по свидетельствам старожилов, принимал прихожан прозорливый старец схимонах Нил.
Монахи имели свое хозяйство, а жили за счет кирпичного дела, создавая очень качественный даже по тем временам кирпич. Он был очень тяжелым и необычайно твердым. Настолько твердым, что его невозможно было ни отколоть, ни сломать. Гид показала нам один образец тех времен и он действительно производил впечатление такой твердости.
В 1917 году на монахов началось гонение - часть из них расстреляли, часть умерло, часть разогнали. Лаз засыпали и на какое-то время об этом все забыли.
И только уже в 90-е годы лаз был случайно обнаружен, открыт и в 2002 году началось восстановление святынь.
Слушая историю гида, мы спускались по узкому темному проходу вниз на глубину 9 метров. Нас предупредили, что температура внутри пещеры постоянная и зимой и летом и всегда равна +10 +11 градусов и посоветовали одеть что-то теплое, но ничего из теплых одежд у нас собой не было и мы рискнули пойти так.
Прохладу пещер мы оущитили сразу, но это был не затхлый холод подвалов и склепов, это была поистине приятная прохлада. Воздух в пещерах был удивительно свежим и чистым, таким же чистым, как если бы мы были на берегу моря. Это нас очень удивило. Дышалось очень легко, хотелось вдыхать и вдыхать в себя этот воздух. Это было очень странно хотя бы потому, что мы находились на глубине нескольких метров. Стены были как фильтры, пропускавшие воздух. Ощущалась разреженность пространства.
В пещере было темно, но гид ориентировалась хорошо и периодически останавливалась возле небольших углублений в стенах пещер, зажигая специально для нас свечи перед иконами. Гид привела нас в кельи монахов, которые представляли собой небольшие гроты, вырытые вдоль общего коридора. Одна из таких келий была кельей Зосима, другая - Нила.
Большая часть пещер еще не была открыта для посетителей.
Сложно описать чувства, которые мы испытали, находясь в пещерах.
Я прикасалась к стенам пещеры как будто прикасалась не к истории, а к чему-то живому. Несмотря на то то, что сюда приходило до меня много паломников, пещеры продолжали хранить дух того времени, когда здесь еще жили монахи. Мне казалось, что монахи невидимо сопровождали нас и сейчас.
В келье схимонаха Нила стоял самодельный стол, который служил алтарем и на нем стояло множество икон. Какие-то были уже почти совсем полуистертые, какие-то совсем новые. Гид сказала, что здесь существует обычай - оставлять здесь иконы.
Доведя нас до келий, гид оставила нас одних, понимая, что это нам необходимо. Мы стояли в келье Нила, где перед большой иконой гид зажгла для нас лампаду. Ощущение, что все здесь намолено монахами, каждая песчинка хранила в себе память о нем и других монахах. Это не просто красивые слова, это были физические ощущения пространства вокруг нас.
В кельях были сделаны ступеньки, которые хранили отпечатки коленей монахов, когда они молились. Ступеньки были истерты, в ямках и вапдинках. Мне захотелось руками прикоснуться к ним. Это действительно удщивительное ощущение соприкосновеняи времен и тех, кто в нем жил.
Мы пробыли в пещерах еще некоторое время и вышли наружу. Странно, что находясь около часа в Пещерах мы не только не замерзли, но даже не ощущали какого-то холода. Телу было комфортно. А ведь там постоянная температура воздуха +11 градусов.
Удивительным в этом святом месте был еще и родник, который называли святым источником и который тоже был открыт казаку Захарию Богородицей. Этот родник имел необычное свойство никогда не замерзать и тоже имел постоянную температуру - +4 градуса. Зимой и летом. Какая бы жара ни столяа на улице, родник всегда сохранял одну и ту же температуру. Это очень необычное свойство для воды. Согласно разным свидетельствам людей, на этом источнике известно много случаев чудесных исцелений, поэтому он и называется святым.
Рядом с родником была сооружена часовенка с купелью, где мы могли искупаться. Мы зашли в нее, вода в ней была изумительно чистая. Я очень пожалела, что не знала о ней раньше и не взяла с собой запасной одежды, чтобы искупаться в ней.