Elena_Mir 

Встречи

Красная горка

Администратор
Елена Мир
Грамота Медаль
Сообщений: 807
Москва
199 дней назад
Кра́сная го́рка (белор. Ярылавіца) — народно-православный весенний праздник у восточных славян, известный со времён Древнерусского государства. Был приурочен к Антипасхе (Фомину воскресенью) —
Файл "/upload/forum/959b38d0c5bf0699c881d57f264c8f86.jpg" не найден!
первому воскресенью после Пасхи, в честь явления воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверения апостола Фомы.
Где-то праздновался на следующий день — в понедельник, в иных местах — накануне или в сам весенний Юрьев день.
Красная горка — праздник веселья и хороводов, символизирует полный приход весны. В этот день проводились многочисленные балаганы и торжества. На Красную Горку как и на Пасху, тоже красили яйца, ходили гулять по селу, пели песни.
«Красной горкою» зовётся Фомино воскресенье, первый день этой недели весенних поминок, недели предстрадных свадеб. В этот день совершается заклинание весны. Молодёжь на заре на возвышенном красивом месте встречает восход солнца. Выбирается «хороводница», которая и при первом проблеске светила, благословясь, выходит на середину круга и произносит заклинание, сохранившееся на северо-восточной Руси:
Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное вёдрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по цветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имярек), путём-дорожкой прошла, золот ключ нашла. Кого хочу — того люблю, кого сама знаю — тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, добраго молодца (имярек) на многие годы, на долгая вёсны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!
Все присутствующие при заклинании повторяли каждое слово за хороводницею, вставляя полюбившиеся каждому имена. Затем заклинавшая солнышко девушка, положив наземь посредине круга крашеное яйцо и круглый хлебец, затягивала песню-веснянку.
Весна-красна!
На чём пришла,
На чём приехала?
На сошечке,
На бороночке! …
Весь хоровод подхватывал. Эту песню сменяла другая; ту — третья. После песен принимались за угощенье, начиналась весёлая пирушка.
В эти же дни принято на Руси одаривать «богоданную» родню зятьям да невесткам. В первый день Фоминой-радоницкой недели разносится песня, напоминающая об этом последнем обычае:
Подойду, подойду,
Под Царь-город подойду,
Вышибу, вышибу,
Копьём стену вышибу!
Выкачу, выкачу,
С казной бочку выкачу!
Подарю, подарю
Люту свекру-батюшке!
Будь добре, будь добре,
Как родимый батюшка!
Подойду, подойду,
Под Царь-город подойду!
Вышибу, вышибу,
Копьём стену вышибу!
Вынесу, вынесу,
Лисью шубу вынесу!
Подарю, подарю,
Люту-свекровь-матушку!
Будь добра, будь добра,
Как родима матушка! …
По объяснению И. М. Снегирева, сложилась эта песня, вероятно, ещё в XI—XII столетиях, когда свежа была в сердце народной Руси стародавняя память о славных походах русских князей под Царьград.
В селе Нижняя Серебрянка Воронежской области в этот день обязательно ходили в церковь, потом садились за стол. Начинали с пирога, который назывался Ряженый. Его пекли в каждой избе, без него праздник — не праздник. Украшали его различными фигурками из теста, потом разрезали на кусочки, смазывали коровьим маслом и ели. На стол подавали также холодец, кашу с молоком, борщ и обязательно четверть водки. После обеда выходили на Широкую улицу. Мужики ходили, выходили и брались за рушники, рядом в кругу вставали женщины. Шли друг на друга: кто кого собьёт. Состязались обычно село на село. Чьё село победит, туда и шли продолжать праздник. Шли с песнями, пели: «На дворе дождь не силён, не дробен», «Ой, дудки вы, дудки, звончатые гусли». На Широкую улицу приходили разнаряженные. Мужики в рубахах с расшитыми поясами, женщины в атласных сарафанах и цветастых платках. Сейчас этот праздник сошёл на нет. Он заключается в посещении кладбища и застолья. В отличие от Пасхи не говорят люди: «Христос воскрес!» и не устраивают весёлых забав. Считается, что в этот день усопшие идут обратно на кладбище, погостевав у родственников всего недельку. В селе Сухой Донец на Красную горку по улице ходили ряженые, «водили козла». Водили хороводы, пели песни: «Не бела заря», «По двору-двору», «В саду яблонька лесная», «Расцветала сирень». На этот праздник катали яйца с горы. Ходили в лог, да с бугра катилось яйцо.
По всей Украине в этот день ходили дети по домам славить «ярь и зеленачку». Дети носили с собою в руках деревянную ласточку. Повсеместно девушки ходили по улицам и пели веснянки.

Красная горка была одним из самых любимых праздников в дореволюционной России. Кроме того, Красная горка — это самый популярный день для заключения браков, для венчания и соединения новых пар перед лицом Бога.
Старинная русская пословица говорила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся». Из Википедии.
*********
Что это за праздник.
Весной земля освобождалась от снега прежде всего на небольших возвышенностях – пригорках. Слово «красный» в славянской традиции обозначало не только цвет, но и имело значение «красивый, цветущий, весёлый, отрадный». Значит красная горка – это красивая по местоположению и увеселительная по играм небольшая возвышенность, с которой сошёл снег.
Приметы и обычаи.
На Красную горку во время игрищ знакомились девушки и парни. Каждый выбирал себе суженого или суженую и в шутливой форме выказывали свои симпатии. Молодому человеку или девушке в это время нельзя было оставаться дома. На Красную горку на Руси традиционно сватались. Если девушка будет сидеть дома, то её суженый может обратить внимание на другую и сделать ей предложение. То же самое касалось и молодых парней. Считается, что брак будет счастливым и удачным, если жениться на Красную горку.
На Красную горку в колодец бросали монетку – это помогало привлечь счастье. Потому если на Красную горку бросить металлическую денежку в водоём и загадать желание, то оно обязательно исполнится, причём в очень короткие сроки.
На Красную горку умоешься с иконы – богатым станешь. В прежние времена в это воскресенье мыли иконы над тазом. С помощью заговора и этой воды можно было поправить своё благосостояние. Эта жидкость имела силу и без специальной приговорки, но результат приходилось ждать дольше. При умывании приговаривали:
«В семи храмах есть семь столбов,
И в одном только есть Подажь Боже.
К той Подажь Боже есть истинное слово.
Положил Подажь Боже сам Соломон.
Кто до Подажь Боже дотронется,
С этих слов со святой иконы умоется,
Тому богатая судьба откроется, обнажатся сокровища.
Злато, серебро запечалится по рабу Божиему (имя). Истинно есть, истинно будет, Подажь Боже Раба Божиего (имя) во веки веков не забудет. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
Считалось, что водой с икон нужно умыться всем членам одной семьи, проживающим вместе. Начинали с самых маленьких, при этом младшие не должны были помогать умываться старшим – это привлекало бедность. Кроме того, нельзя было рассказывать никому об этом ритуале. Считалось, что если сообщишь об омовении кому-либо, можно потерять всё, а деньги будут утекать между пальцев. Оставшуюся воду выливали под куст или дерево.
На Красную горку читали молитвы для увеличения продолжительности жизни. В России многие в этот день идут на кладбище, чтобы помянуть ушедших в мир иной близких. Считается, что если человек молится на Красную горку, то ему помогают не только высшие силы, но и все умершие родственники, которых он проведал.
Для улучшения самочувствия и здоровья на Красную горку нужно встать на рассвете, умыться проточной водой и произнести следующее:
«Во имя отца и Сына и Святого Духа. Как красно солнышко поднимается, как все люди ему радуются, так пусть будет красно и румяно моё лицо. Все бы смотрели на меня, не насмотрелись, радовались, не нарадовались. Всем бы я, раба Божья (имя) мила была. Ключ мои словам. Аминь».
Отметим, что каждый для себя сам решает, стоит ли ему соблюдать обычаи и верить в приметы на Красную горку. (Источник Родной город)
*****************
Два календаря – языческий и христианский
Христианство стремилось адаптировать народно-календарные традиции к своему вневременному содержанию, однако, плоды это стремление приносило (и по сей день приносит) весьма разные.
Церковь установила праздник Рождества Христова, чтобы укрепить немощных против соблазна участвовать в языческом празднике бога Митры? – теперь не редкость услышать, что Рождество и есть праздник солнцеповорота, а гадания на Святках – «святое дело».
Церковь освящает начатки урожая на «Спасы»? – это понимается как сущность праздника, и для многих богослужение сводится к ожиданию «главного момента», «гвоздя программы»: освящения пищи, после которого можно будет, наконец, броситься к своему мешку и «приобщиться к святыньке» (исповедоваться-причащаться – это для «фанатиков»).
С «Красной горкой» чуть проще, чем со «Спасами», поскольку это название не самого праздника Антипасхи, а народного, существующего, скажем так, в параллельном измерении. Но это не значит, что риск подмены отсутствует напрочь. К сожалению, многое в «генетике» этого праздника должно побуждать нас к осторожности.
Добро бы люди праздновали Антипасху и «Красную горку», воздавая каждому свое порознь. А вот если человек, считая себя «воцерковленным» (типа, он «не как прочие человецы» – обрядоверы, которым только бы освятить, да съесть; он молится, постится и слушает… ну, дальше сами знаете), Антипасху по сути будет праздновать как «Красную горку», тогда ничего хорошего.
Откуда взялась «Красная горка»?
Чтобы избежать пагубного смешения, надо знать происхождение этого праздника и отличать его мирскую традицию (вполне приемлемую для православного христианина) от языческой сути, которая норовит прорасти, мимикрируя под христианскую обрядность.
Красная горка в 2011 году 1 мая
Красная горка в 2013 году – 12 мая
Мы знаем, что «Красная горка» – это праздник весны и любви, время гуляний и знакомств парней и девушек, и, конечно же, свадеб. Согласно народному поверью, кто на «Красную горку» не участвует в гуляниях, но дома сидит, тем ох, как не повезет в жизни: парню когда-нибудь достанется жена уродливая, рябая, косая (далее добавить по вкусу) – короче, ущербная вторая половина, а девушка выйдет за распоследнейшего мужичонку; их семейная жизнь будет несчастной: ужас и кошмар (да и вовсе помрут сразу после свадьбы!). А вот те, кто в этот день поженятся, никогда не разведутся.
Нетрудно догадаться, что в дохристианский период нашей истории это были не просто гуляния. «Красная горка» – это праздник ряда языческих божеств и в первую очередь Ярилы (хотя его основное празднование приходится на лето) – олицетворения плодородия и сексуальной мощи (при совершении «ярилок» использовалась соответствующая атрибутика), и было бы наивно предполагать, что формальный отказ от почитания языческих божеств в христианскую эпоху пресекал языческое мироощущение в «коллективном бессознательном».
Особенно актуально задуматься об этом в наше время, когда всевозможные неоязыческие «реконструкции» преподносятся как что-то исконно-традиционное, родное. Реконструкции-то, может, и надуманные, искусственные, зато дух тот же. Поэтому этнографы могут спорить о существовании/несуществовании в древнерусском пантеоне богини Лады, но именование Ладой массовицы-затейницы увеселительных мероприятий этого праздника весны и любви – само по себе достаточно символично и устанавливает в подсознании участников устойчивую связь с языческими истоками нашего «ветхого человека» (точно так же, как этому способствует, опирающееся на суеверный страх, вышеупомянутое подстегивание к участию).
Можно ли православным праздновать «Красную горку»?
«И что теперь?» – спросите вы. «Не отмечать этот праздник, игнорировать его?» Отнюдь. Из рекомендации быть внимательными и избирательными (в том числе относительно того, кто и в каком духе организует празднование) вовсе не следует, что праздник сам по себе порочен, вреден и т.п.
Мы благодарны Богу за дар жизни, и нет ничего постыдного в том, чтобы сообща радоваться, например, вступлению в свои права весны – этого столь богатого по своей символике времени года, стержневым значением которого является торжество жизни над смертью: природа как бы воскресает, восстает, какие бы зима ни чинила ей препятствия, как бы ни сковывала!
Вся наша жизнь такая, что надо радоваться ей, помня, однако, слова Апостола: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5; 15 – 17).
В самом празднике греха нет, но, как и ко всему земному, он может примешаться (особенно учитывая его «дурную наследственность»), чего вполне можно избежать.
Более того, ведь мир дольний – икона мира горнего. Так же и праздники, посвященные «дольнему», могут быть обращены к горнему, если возводить ум от созерцания земной красоты – к небесной, если видеть в земном отблески небесного.
Что такое «Красная горка»? Почему у праздника такое название?
«Красная» значит «красивая». Но красота весенней горки особенная – это красота земли, освобождающейся от зимнего плена; красота земли возвышенной (вернее, той ее части, которая ближе к небу), а потому уже свободной, ожившей в то время, пока остальная земля все еще не пришла в себя: издревле после того, как таял снег, падал уровень разлившихся по весне вод, первыми подсыхали и прогревались горки и пригорки, на которых можно было собираться молодежи, чтобы веселиться в лучах весеннего солнца.
А ведь и душа наша так: не вся она хороша, много в ней слякоти, рытвин, оползней, а то и вовсе местами она какая-то непробиваемо мерзлая и ей никак не отойти… но есть в ней стороны, которые как-то поближе к Богу. С них начинается ее возрождение к вечной жизни. Они – красивы, ибо приобщаются красоте небесной; они первыми очищаются, ими душа как бы роднее Богу, ими она чувствует весну Пасхальную и ликует, и тянется к Небесам, и мало-помалу вся освобождается из плена холода.
Источник: http://www.pravmir.ru/krasnaya-gorka-soblazn-yazychestvom-ili-dobraya-vstrecha-vesny/#ixzz3XjkvhIlx
Редактировалось: 4 раза (Последний: 19 апреля 2015 в 10:14)
Лёгкую вам дорогу и удачу в подмогу!
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
У вас нет прав, чтобы писать на форуме.

Голосования

Какие сны Вам снятся чаще всего?

Кто онлайн?

Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт

Лента активности

199 дней назад
Хорошая идея, Светослав!
203 дня назад
206 дней назад
Svetik изменяет аватар:
211 дней назад
Елена Мир добавляет запись на стене пользователя Svetoslav:
Приветствую, Светослав!
212 дней назад
Svetoslav → @SvetoslavSakhalin/Telegram
212 дней назад
Svetoslav → @SvetoslavSakhalin
212 дней назад
Svetoslav изменяет аватар:
242 дня назад
Елена Мир добавляет объявление РЕГРЕССИЯ в рубрику Обучение
242 дня назад
242 дня назад
Елена Мир добавляет объявление Проект Сказки на ночь в рубрику Обучение
289 дней назад
376 дней назад
385 дней назад
492 дня назад
Мне нужна помощь ваша
512 дней назад

Вся лента активности