КАТАРЫ, МИСТИКИ, РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ -ПОСЛАННИКИ ГНОЗИСА
В период с VII века и до настоящего времени Гнозис проявлялся как в различных религиозных движениях (богомилы, манихеи, катары и пр.), так и в уникальных личностях, подобных Мейстеру Экхарту и Якобу Беме. К гностической традиции принадлежат и розенкрейцеры Lectorium Rosicrucianum.
Гностикам свойственно страстное стремление к царству Света. Это стремление можно обнаружить и в гностических течениях всех времен, и у отдельных людей, которые стали посланниками Божественной реальности и посвятили свои жизни служению Гнозису.
Гностицизм в VII- XIII веках
В VII веке в Восточной Римской империи существовало движение павликиан. Они были противниками любых властных иерархий, поскольку те могли препятствовать внутреннему переживанию истины.
К концу XI века сотни тысяч павликиан и манихеев были уничтожены Византийской православной церковью.
Но Гнозис продолжал свое существование. Его свет с новой силой воссиял, например, в сообществе богомилов, которые в XII-XIII веках жили на территории Болгарии. Свое гностическое наследие богомилы передали катарам, населявшим юг Франции. Эти гностически ориентированные общины повторили судьбу своих предшественников. Многие тысячи людей подверглись преследованиям и пыткам. Их уничтожили так называемые "официальные” церкви.
Тамплиеры и розенкрейцеры
В раннем средневековье гностические учения сохранялись во внутреннем круге ордена Тамплиеров. В начале XVII века Гнозис ярко проявился в розенкрейцерстве. Иоганн Валентин Андреа, автор розенкрейцерских Манифестов, был одним из наиболее значительных представителей гностицизма. От этого движения идет соединительная линия к масонам, которые в начале XVIII века реорганизовали свои общины. В XIX веке под воздействием другого сильного гностического импульса было основано Теософское общество. Ключевыми фигурами этого общества стали Елена Петровна Блаватская и Анни Безант. За Теософским обществом последовали движения Рудольфа Штайнера и Макса Генделя. История Школы Золотого Розенкрейца началась в 1924 году благодаря духовным усилиям Яна ван Рэйкенборга и его брат Звира Виллема Леене. Позже они вместе с Катарозой де Петри основали Lectorium Rosicrucianum. Как гностики и розенкрейцеры они особым образом связаны с предыдущим братством катаров. Все эти движения свидетельствуют о внутреннем христианстве. Они говорят о пути к Богу, который возможен во взаимодействии с Духом Христа.
Мейстер Экхарт, Якоб Беме и мистики
После рассмотрения событий, произошедших внутри Церкви, обратим внимание на обычных людей. Находясь под все возрастающим давлением со стороны церковной иерархии и догмата, они сохранили связь с первоначальным духом христианства и засвидетельствовали это своей жизнью. Такими людьми в XIII - XIV веках были мистики Майстер Экхарт, Иоганн Таулер, Генрих Сузо, Ян ван Рейсбрук и другие. В Германии и Нидерландах они возвещали об изначальном внутреннем христианстве.
Майстер Экхарт утверждал, что человек должен найти основу своей души, в которой сокрыта Искра Духа. Это было возрождением учения древних гностиков о Духе-Искре, существующем в человеке. Таким образом,человеку не нужна помощь извне для того, чтобы в глубине своего сердца осуществить рождение Бога. Необходима лишь полная отдача души Божественному Духу и работа по развитию самосознания.
Таулер и Сузо, ученики Майстера Экхарта, особое внимание уделяли “ясности”, которую человек должен реализовать в себе, чтобы увидеть Бога. Такую отдачу себя изначальной основе и полный отказ от эго гностики называли "умиранием сопутствующей природы". Катары именовали этот внутренний процесс "эндурой".
Несмотря на противодействие Церкви, Экхарт,Таулер и Сузо осмелились опубликовать свои взгляды. Глубина и искренность их учения убедили многих искателей того времени и привели к образованию внецерковной общины мирян. Эти люди называли себя "Друзьями Бога" -смиренными странниками, идущими к Богу по внутреннему Пути, указанному Христом.
В Нидерландах подобные учения излагали Ян ван Рейсбрук, и примерно триста лет спустя, Якоб Беме из Герлица. Я. Беме видел в себе орудие Живого Духа, а протестантская церковь объявила его еретиком. Я. Беме говорил, что каждый человек должен опуститься в свои сокровенные глубины, войти в собственное сердце, распознать в нем любовь и гнев, а затем прорваться к любви, преодолев внутреннюю борьбу. Осуществить этот прорыв можно только благодаря силе Христа, пронизывающей весь космос. Беме считал, что человек - это еще нерожденная сущность, которая должна самостоятельно достичь состояния завершенности.
Процесс внутренней трансформации
Почему этим людям, которые были глубоко затронуты Гнозисом, довелось подвергнуться клевете и преследованиям, а то и лишиться жизни?
Гностическое познание Божественного Духа осуществляется внутри самого себя. Человек ясно видит свой Путь, и он готов сделать все необходимое для своих внутренних преобразований. Он знает, что никто другой не сможет сделать для него "я каждый день умираю", о котором свидетельствует Павел. Человек должен осуществить это самостоятельно - оставить старую жизнь и обратиться к любви.
Люди, затронутые Гнозисом, сознают, что Христос должен родиться, умереть и воскреснуть в каждом человеке. Этот процесс "трансфигурации" представляет собой истинный смысл христианства, глубокий внутренний опыт гностиков. Поскольку он связан с огнем Святого Духа, он распространяется подобно разгорающемуся пламени. Гностик призван распространить Свет на все человечество.
Гностическое тройственное предписание таково.
Человек осознает себя,
узнает о своем Божественном происхождении.
-Родился от Бога -
Старый человек умирает, новая душа пробуждается.
-Умер в Иисусе –
Новый, сознательный ум соединяется с Духом, говоря:
“Я и Отец одно”.
-Возродился в Духе Святом -
Это ключ к спасению, вечный призыв, обращенный к человеку.
Гнозис в других религиозных традициях
Основные элементы гностического опыта, непосредственное взаимодействие с Духовным Светом и великая трансформация человека, трансфигурация, присутствуют не только в христианской религиозной традиции. Например, свидетельствующее о древнем китайском Гнозисе сочинение Лао-Цзы “Дао Дэ Цзин” и книги Гермеса Трисмегиста о египетском первоначальном Гнозисе доказывают, что Божественное знание всегда несет послание освобождения для человека, который жаждет возвращения в бессмертный мир Духа.
Оригинал публикации: http://www.lectoriumrosicrucianum.org/artikel/cathars-mystics-rosicrucia...