К теме:
"Мастера дзен и смерть
Филипп Капло
Мастера дзенДля мастеров дзен и других духовных учителей и жизнь, и смерть представлялись как одно непрерывное состояние, как своего рода раскачивание маятника вечности. Многие из них встречали свой смертный час с улыбкой или со смехом, часто предпочитая умирать в медитативной позе лотоса («смерть — это окончательное освобождение») или просто стоя на ногах. Их реакция была именно такой, потому что жизнь виделась им во всей ее совокупности; их уже более не связывала никакая из ее составляющих, в том числе и смерть. Можно сказать, что они преодолели свое «я», которое привязывало их к жизни. И так же как мастера дзен своими повседневными действиями в бессловесной форме учат своих последователей искусству жизни, в свои последние часы они обучают их искусству смерти. Поэтому если они и произносят какие-то последние слова, то вовсе не пытаются облечь их в эффектную форму или вместить в них значимость своей жизни. Они просто дают ученикам последнее наставление.
Мастер дзен Таккан
Когда мастер дзен Таккан (1573—1645) умирал, ученики попросили его описать смерть.5 Поначалу он отказывался, говоря: «У меня нет последних слов». Однако, поддавшись на уговоры, мастер все же взял кисть и нарисовал иероглиф, означающий «сон». И сразу же после этого умер. Данным словом Таккан описал конечную реальность или абсолютную истину, находящуюся за пределами человеческой логики и разумения. Понять значение этого иероглифа — значит понять, что и ты сам и все вокруг тебя подобно сну, и что во вселенной нет ничего реального. Иначе говоря, все явления эфемерны, иллюзорны и нематериальны. Наши тела, к примеру, настолько же осязаемы, насколько осязаемы отражения в воде. Выражаясь словами одного философа, «живая жизнь есть управляемый сон».6
Таккан довольно часто говорил о «дзен сна». В одной из своих «Ста поэм о сне» он написал, что «истина есть сон, и заблуждение также является сном». Подобное же определение он дает жизни и смерти. Земля и небо, и все, существующее под солнцем есть лишь сон. С равным успехом можно также сказать, что ничто не является сном.
Японский мастер пятнадцатого века Иккуи Содзюн придерживался подобной же точки зрения. Об этом свидетельствует следующее написанное им стихотворение:
Рожденный как сон
В этом призрачном мире,
Я сам есть туман, что
Исчезнет с утра.
Прошу себе жизни
Такой эфемерной,
Прошу по привычке Познавшего смерть.
Естество суть
Пе-рождение и не-уничтоженье.
Познай, что рождение, смерть И вновь появление — лишь иллюзия И ничего больше.
Жизнь как сон рассматривали не только мастера дзен-буддизма. У русского писателя и философа Льва Толстого (1828—1910) нашлось немало слов по поводу сна и своих прошлых жизней. Нот что он писал в одном из писем за два года до своей кончины:
«И вся наша жизнь, от рождения и до смерти, со всеми ее мечтами не есть ли сама мечта и сон, которые мы воспринимаем как настоящую жизнь, нисколько не сомневаясь в ее реальности только потому, что ничего не знаем о другой, более реальной жизни?..
Сны теперешней нашей жизни — это всего только среда, в которой мы воплощаем впечатления, мысли и чувства из своей предыдущей жизни... Мы проживаем тысячу снов нашей нынешней жизни, являющейся, в свою очередь, лишь одним из тысяч снов в который мы попадаем из другой, более реальной жизни... жизни, к которой мы возвращаемся сразу же после смерти. Наша жизнь — это всего-навсего один сон из той, настоящей жизни. И эти сны продолжаются бесконечно, до тех пор, пока мы не придем к самой что ни на есть истинной жизни — жизни в Боге. Поймите меня; я не сочиняю и не выдумываю: но верую в эту истину и нисколько в ней не сомневаюсь».8
Дзен-мастер Тадзы
Когда настал смертный час дзен-мастера Тадзы (1889—1953), к нему пришли старшие из его учеников. Один из них, зная пристрастие учителя к определенному виду печенья, обойдя с дюжину токийских магазинов, все же нашел это лакомство и теперь угостил им своего наставника. Улыбнувшись, умирающий мастер взял кусочек угощения и начал медленно жевать. Видя, что он постепенно слабеет, ученики подошли к нему поближе и спросили его, скажет ли он им напоследок какие-либо слова.
«Да»,— ответил мастер Ученики склонились над ним, стараясь не упустить ни слова. «Тогда скажи нам!» — воззвали они дружно. «Ну до чего же вкусное это печенье!» — произнес он и испустил дух.9
Дзен-мастер Танг-шан Лианг-чи
В последние часы жизни самого первого патриарха секгы Сото, дзен-мастера Танг-шан Лианг-чи (807—69) один монах спросил его: «Мастер, четыре твоих элемента10 уже утратили гармонию, но ответь мне, существует ли тот, с кем такое не случается и кто никогда не болеет?»
«Существует»,— ответил Танг-шан.
«И он смотрит сейчас на тебя?» — продолжал монах.
«Это я смотрю на него»,— отвечал Танг шан.
«И каково это — смотреть на него?» — не унимался монах.
«Когда я гляжу на него, я не замечаю болезни»,— произнес патриарх и отошел в мир иной.
Тот, на кого смотрел мастер, была, разумеется, наша персонифицированная сущность. Она не подвержена ни рождению, ни смерти. Она не является материальной или нематериальной, ее нельзя назвать ничем или пустотой, она не имеет формы и цвета и не чувствует радости или боли. Она вне всякой болезни.
Дзен-мастер Уи-ненг
Восьмого июля шестой китайский патриарх дзен, мастер Уи-ненг (638—713) объявил своим последователям: «Соберитесь вокруг меня. Я решил покинуть этот мир в восьмом месяце».
Услышав это, многие из учеников начали рыдать. «Кого вы оплакиваете? — спросит их мастер,— Беспокоитесь ли вы за меня, думая, что я не знаю, куда иду? Если бы я не знал этого, я не смог бы покинуть вас подобным образом. На самом деле вы оплакиваете себя, потому что не знаете, куда я отправляюсь. Если бы вы и вправду знали это, вы не стали бы плакать, потому что Истинная сущность не ведает рождения и смерти, прихода или ухода...»11
Почему же мастера дзен могут с такой легкостью относиться к смерти? Да потому, что они знают, что вне зависимости от того, убивают ли нас или мы умираем сами, смерть так же реальна, как н игра кукол на сцене. Она настолько же реальна, как разрезание воздуха ножом или лопанье мыльных пузырей, которые, сколько бы их ни давили, все равно продолжают появляться.12 Более того, мастерам известно, что когда того потребует их карма, они родятся заново с близкими по духу отцом и матерью."
http://tanat.info/mastera-dzen-i-smert-20-01-2014.html