Индейская легенда о флейте любви
Легенда о возникновении пимака.
Это история из устной традиции, переданная Генри Кроу Догом, святым мужем Лакота.
Перевод с английского Орлиного Пера, - Новосибирск, 2006.
Звук флейты подобен песне, грустной, но красивой, наполненной любовью, надеждой и тоской.
Генри Кроу Дог.
Хорошо, ты знаешь нашу флейту, ты слышал её звуки и видел, как красиво она сделана. Эта флейта наша сийотханка, и предназначена она только для одного вида музыки, для музыки любви. В прошлом мужчина сидел один, возможно спрятавшись, став невидимым за деревом во тьме ночи. Он сочинил бы свою собственную мелодию, свою песню ухаживания.
Мы индейцы застенчивы. Даже если бы он был воином, который уже сделал ку на враге, молодой человек едва ли мог набраться храбрости, достаточной, чтобы поговорить с привлекательной винчхинчала – девушкой, в которую он был влюблён.
Также, не было какого-либо места, где молодой человек и девушка могли бы остаться наедине внутри лагеря. Семейства тхипи всегда наполнено людьми. И естественно, ты не мог выйти из деревни, взяв за руку твою девушку, даже если бы это было нашем обычаем, там, в высокой траве, вас мог бы забодать бизон, растерзать гризли, или томагавк Пауни, или вы бы столкнулись с Мила Ханска, Длинными Ножами, или точнее с кавалерией США.
Единственный шанс свидания с вашей винчхинчала, это подождать её на рассвете, когда женщины идут на реку или ручей, чтобы запастись водой.
Когда твоя девушка подходит к воде, ты видишь это, и выскакиваешь из-за какого-нибудь куста и стоишь так, чтобы она заметила тебя. И всё что ты мог сделать, чтобы показать ей, что ты заинтересован, это стоять там и улыбаться, смотреть на свои мокасины, царапать своё ухо, возможно…
Винчхинчала тоже не могла многого, кроме как покраснеть, улыбнуться, возможно, бросить дикую репу в тебя. Если бы она любила тебя, единственный путь, которым она могла сообщить о своих чувствах, было то время, за которое она наполняла свой водяной мешок, бросив взгляд на тебя через своё плечо.
Поэтому флейты вершили весь разговор.
Ночью, когда она лежала на бизоньих шкурах в тхипи родителей, девушка слушала переливы, пение siyotanka. Между прочим, по технике игры, она понимала, что именно её возлюбленный находился где-то неподалёку. И если бы магия оленя-вапити была бы сильна в нём и ней, возможно, она, прокравшись, последовала бы за тем звуком и встретила бы его без свидетелей.
Флейта всегда делается из кедра. В своей форме она представлена в виде длинной шеи и головы птицы с открытым клювом. Звук выходит из клюва, и это то, когда говорит легенда Лакота о том, как люди получили флейту.
Давным-давно, много поколений назад, у людей были барабаны, тыквенные и другие погремушки, но не было у них флейт. В то время один юноша отправился на охоту. Мяса было мало, и люди в его лагере голодали.
Он нашёл следы оленя-вапити и шёл по ним очень долго. Олень-вапити, мудрый и быстрый, является тем, кто имеет дыхание любви. Если мужчина обладает Магией Оленя-вапити, девушка, которая нравится ему, поймёт тоже во сне.
Он также станет успешным охотником. Этот юноша, о котором я говорю, не владел Магией Оленя.
После долгих часов он, наконец, понял, что с ним играют. Он был отличным лучником, и имел с собой великолепный новый лук и колчан, наполненный прямыми стрелами, хорошо окрылёнными и окрашенными. Однако вапити всегда удавалось оставаться далеко за пределами выстрела, ведя его куда-то.
Юноша был так сильно увлечён преследованием своей добычи, что он едва замечал, где он шёл. Когда настала ночь, он оказался глубоко в глуши дремучего леса.
Следы оленя исчезли, и не было луны в небе. Он понял, что заблудился, и что в ночной тьме ему не найти обратную дорогу.
К счастью он наткнулся на ручей с прохладной, чистой водой. И он был предусмотрительным, потому что захватил с собой мешочек с васна, сушёным мясом с ягодами и почечным жиром, питательным продуктом, который может поддержать человека в течение нескольких дней.
После того, как он попил и поел, он закутался в свою меховую одежду, и прислонив свою спину к дереву, попробовал отдохнуть. Но он не смог уснуть, лес наполнился странными звуками и криками ночных животных, криками сов, стонами деревьев и воем ветра. Было так, будто бы он слышал эти звуки впервые.
Вдруг, появился совершенно новый звук, который раньше никогда не слышал ни он, ни кто-либо ещё. Это так напугало его, что он достал свой лук из-под своей одежды, и приготовил его к стрельбе. С одной стороны, звук был подобен песне, грустной, но красивой, наполненной любовью, надеждой и тоской. Тогда он не знал этого, но уснул. Ему снилось, что появилась птица, называемая вагнука, красноголовым дятлом, которая пела странно красивую песню и сказала ему: «Иди за мной, и я научу тебя».
Когда охотник проснулся, солнце было уже высоко. На ветке дерева, напротив которого он спал, он увидел красноголового дятла. Птица улетела к другому дереву, и к другому, но не очень далеко, она всё время оглядывалась на юношу, как будто говоря ему: «Пошли!».
Тогда он вновь услышал ту замечательную песню, и его сердце наполнилось желанием найти певца. Летя к этому звуку, и ведя охотника, птица мелькала в листве, но её красное оперение было хорошо заметно. Наконец, на поляне кедров она остановилась, и начала стучать об дерево, шумя, подобно быстрым ударам маленького барабана.
Внезапно задул порыв ветра, и снова охотник услышал этот красивый звук прямо над ним.
Тогда он обнаружил, что песня исходит из сухой части дерева, где дятел был своим клювом. Он понял также, что это был ветер, который производил этот звук, так как он дул в отверстия, которые пробила птица.
«Кхола, друг», - сказал охотник», - «Позволь мне взять эту ветку домой. Ты можешь сделать себе другую».
Он взял ветку с полой частью и отверстиями дятла, которые были длиной с его предплечье. Он пошёл назад в свой лагерь, не добыв мяса, но всё равно счастливый.
В своём тхипи юноша попробовал заставить ветку петь для него. Он дул в неё, он махал ей, но звука не было. Это опечалило его, он так хотел услышать этот замечательный, новый звук.
Он очистил себя в инипи и поднялся на вершину одинокого холма. Там, в покое с самим собой по соседству с большой скалой, он постился, придя без еды и воды в течение четырёх дней и ночей, плача о видении, которое сказало бы ему, как заставить петь ветку.
В середине четвертой ночи, вагнука, птица с яркой красной вершиной, появилась, и сказала: «Наблюдай за мной!», - и превратилась в человека, и показала охотнику, как заставить ветку петь, повторяя снова и снова, - «Наблюдай за мной опять». И в своём видении юноша наблюдал и наблюдал очень внимательно.
Когда он проснулся, он нашёл дерево кедр. Он взял ветку и начал работать много часов, сделал ветку полой и просверлил такие же отверстия, какие сделал дятел в его сне. Он сделал ветку в форме птицы с длинной шеей и открытым клювом. Он покрасил верх головы птицы в вашаша, священный красный цвет. Он молился. Он окуривал ветку дымом тлеющей полыни, кедра и свитграсса.
Он положил пальцы на отверстия, также как птица в образе человека делала в его видении, и одновременно мягко подул в мундштук.
Внезапно появилась песня, подобная духу и красивая без слов, она медленно полилась к лагерю, где люди¸ услышав её, изумились и обрадовались. С помощью ветра и дятла, юноша принёс им первую флейту.
В лагере жил итханчхан, большой вождь. У этого итханчхан была дочь, которая была красивая, но также очень гордая, которая убедила себя, что нет такого юноши, который был бы достаточно хорош для неё. Многие приходили и ухаживали, но она послала их всех далеко.
Тогда охотник, который сделал флейту решил, что она будет только его девушкой. Подумав о ней, он сочинил специальную песню. И однажды ночью, встав позади высокого дерева, он заиграл её на своей сийотханка в надежде, что это придаст ему обаяния, и она полюбит его.
Внезапно винчхинчала услышала его. Она сидела в тхипи своего отца, и ела очень вкусный бизоний горб. Она хотела остаться в тхипи у огня, но её ноги хотели выйти наружу. Она не хотела, но её ноги потянули её вперёд, и победили.
Её голова говорила ей: «Иди медленнее, иди медленнее!». Но ноги говорили: «Быстрее! Быстрее!». Она увидела юношу, стоящего в лунном свете, она услышала флейту. Её голова сказала: «Не иди к нему, он беден». Её ноги сказали: «Иди, беги!». И вновь ноги победили.
Так они оказались лицом к лицу. Голова девушки велела ей молчать, но ноги велели ей говорить и говорить, тогда она сказала: «Кхошкалака, юноша, я вся твоя!».
Поэтому они легли вместе, юноша и винчхинчала, под одним одеялом.
Позже она сказала ему: «Кхошкалака, воин, я люблю тебя. Позволь твоим родителям послать подарок моему отцу, вождю. Независимо от того насколько маленьким он будет, он будет принят. Позволь твоему отцу сказать за тебя моему отцу. Сделай это скоро! Сделай это сейчас!».
И поэтому их отцы быстро согласились на пожелания их детей.
Гордая винчхинчала стала женой охотника, а сам он стал великим вождём.
Все остальные юноши слышали и видели это. Вскоре они также начали вырезать из ветки кедра головы птиц с длинными шеями и открытыми клювами.
Прекрасная музыка любви путешествовала от племени к племени, и заставляла ноги молодых девушек идти туда, где они быть не должны. И это история о том, как флейта была принесена людям, это благодарность кедру, дятлу и тому юноши, который не смог подстрелить оленя-вапити, но умел слушать.
http://www.harps.ru/obuchenie/articles/87-2010-09-15-08-28-01/494-2012-04-09-13-00-05.html